Сегодня ФГУП «Росморпорт» на постоянной основе обеспечивает условия для безопасного судоходства в акваториях 59 из 63 морских портов страны и на подходах к ним, сформировав для этого крупнейшую в стране служебно-вспомогательную флотилию. В эксплуатации у предприятия находится порядка 270 судов.
В 2023 году предприятие досрочно завершило самые масштабные за последние десятилетия дноуглубительные работы на Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК), успешно выполнив поручение Президента России о достижении проходной осадки в 4,5 метра. Для этого потребовалось увеличить ежегодный объем работ на канале практически в три раза и извлечь более 10 миллионов кубометров грунта. К работе было привлечено беспрецедентное (более 40 единиц) количество судов дноуглубительного и вспомогательного флота.
Важным направлением работы предприятия является развитие группировки портового флота в акваториях морских портов и на подходах к ним. В настоящее время на завершающей стадии строительства находятся предназначенный для работы на ВКМСК земснаряд «Николай Русанов», сборщики льяльных вод «Копорье» и «Коппи». В прошлом году эти суда были спущены на воду, а в 2024-м пополнят флот «Росморпорта».
Одна из основных задач, стоящих сегодня перед предприятием, — обеспечение непрерывной работы паромных линий, связывающих Калининградскую область и Крымский полуостров с основной территорией России в целях обеспечения их постоянной транспортной доступности. Решая эту стратегически значимую для государства задачу, «Росморпорт» обеспечивает буксирное сопровождение паромов на Керченской паромной переправе, участвует в мероприятиях по комплексной защите транспортного перехода через Керченский пролив в части установки противодиверсионных (боновых) заграждений для защиты надводной части перехода.
ФГУП «Росморпорт» — единственное в нашей стране предприятие, реализовавшее проект строительства двух инновационных автомобильно-железнодорожных экопаромов, способных работать как на сжиженном природном газе, так и на дизтопливе с низким содержанием серы, для обеспечения транспортной доступности Калининградской области. С помощью экопаромов «Генерал Черняховский» и «Маршал Рокоссовский» предприятие обеспечивает успешное функционирование паромной линии «Морской порт Усть-Луга — морской порт Калининград» и организует бесперебойную перевозку грузов в условиях спровоцированной санкционной политикой европейских государств напряженной обстановки с морской транспортировкой грузов в Калининградскую область.
В 2023 году паромы «Росморпорта» стали первыми в стране морскими судами, получившими удостоверения морских авто
номных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС) и приступившими к коммерческой работе в автономном режиме.
В Санкт-Петербурге создан Центр дистанционного управления, обеспечивающий возможность мониторинга окружающей навигационной обстановки, контроля основных параметров движения паромов и дистанционного управления судами, находящимися в открытом море.
Одна из приоритетных задач ФГУП «Росморпорт», как и морской отрасли в целом, — обеспечение непрерывного развития ледокольного флота для укрепления транспортной и логистической инфраструктуры на всем пространстве страны.
В оперативном управлении предприятия находятся 34 ледокола и ледокольных буксира, а предметом особой его гордости является крупнейшая в мире неатомная ледокольная группировка судов во главе с флагманом флота «Росморпорта» — самым мощным в мире дизель-электрическим ледоколом «Виктор Черномырдин».
Ежегодно эти суда осуществляют тысячи операций во льдах в 16 замерзающих портах России.
Ледокольный флот «Росморпорта» постоянно пополняется.
В перспективе ожидается завершение строительства для предприятия пяти судов нового поколения: двух мелкосидящих ледоколов проекта 22740М мощностью на винтах 6 МВт — самых мощных в России с малой осадкой, двух ледоколов проекта 23620 мощностью на винтах 12–14 МВт и одного ледокола проекта 21900М2 мощностью на винтах 18 МВт. В марте 2024 года заключен контракт на строительство трех портовых буксиров с ледовым классом ARC4 проекта NE038 на отечественной верфи.
В рамках реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (федеральный проект «Развитие морских портов») ФГУП «Росморпорт» выступило заказчиком по 16 проектам строительства и реконструкции объектов портовой инфраструктуры. При этом до конца 2024 года в портовую инфраструктуру предприятием будет вложено свыше 24,3 миллиарда рублей собственных средств. В 2023 году предприятием реализовано шесть мероприятий по развитию морской портовой инфраструктуры, в результате чего производственные мощности морских портов России увеличены на 68,2 миллиона тонн, а к концу 2024-го этот показатель составит более 103 миллионов тонн.
Одной из ключевых задач ФГУП «Росморпорт» на 2024 год является дальнейшее развитие морского порта Усть-Луга, на территории которого продолжится строительство универсального торгового терминала ООО «Новотранс Актив», терминалов минеральных удобрений ООО «Ультрамар» и АО «МХК «Еврохим».
Также в 2024 году предприятие приступит к дноуглубительным работам в морском порту Новороссийск на терминале АО «НСРЗ» и в акватории причалов № 9–10 морского порта Туапсе, а в городе Пионерском Калининградской области завершит строительство здания морского вокзала в рамках международного грузопассажирского терминала.
В рамках работы Индустриального центра компетенций (ИЦК) «Морской и речной транспорт», возглавляемого ФГУП «Росморпорт», в 2023 году впервые в России выполнены работы по импортозамещению программного обеспечения (ПО) системы управления движением судов (СУДС) в морском порту Сочи. Завершены работы по техническому проектированию информационной системы обеспечения лоцманской деятельности, ведется разработка системы, которая позволит повысить эффективность организации работы лоцманских служб предприятия. На 2024 год запланировано внедрение системы в пилотных портах Санкт-Петербург, Астрахань, Оля.
В конце 2023 года предприятие также перевело оборудование СУДС в порту Архангельск на отечественное ПО и завершило техническое перевооружение оборудования береговой станции Калининград морского района А2 ГМССБ. Это первая береговая станция ГМССБ, переведенная на российский софт. В настоящее время ведутся работы по переоборудованию остальных критических информационных систем, использующихся для обеспечения безопасности мореплавания.
Паром «Маршал Рокоссовский» Паром «Генерал Черняховский» В 2024 году введен в промышленную эксплуатацию в АзовоЧерноморском бассейновом филиале портал оказания услуг ФГУП «Росморпорт». Он предназначен для взаимодействия с контрагентами по принципу единого окна в целях повышения прозрачности процессов оказания услуг, расширения круга потребителей и формирования их лояльности к предприятию.
Предоставлено Службой внешних коммуникаций ФГУП «Росморпорт»
365 ДНЕЙ | 597931 476707 |
---|---|
31 ДЕНЬ | 131410 75913 |
24 ЧАСА | 4834 2731 |