Стратегия развития автомобильного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года уточняет ряд ключевых задач отрасли и подчеркивает её значение: так, на долю автомобильного транспорта приходится более 60% общего объема перевозок пассажиров (без учета личного автотранспорта) и около 49% общего объема перевозок грузов. Автомобильный транспорт является основным видом транспорта при обеспечении подвижности населения с трудовыми, бытовыми и культурными целями. Автобусный транспорт обеспечивает регулярными городскими перевозками почти 1,6 тыс. городов и посёлков городского типа, или 68% от их общего числа. Им обслуживается в пригородном и междугородном сообщении около 89 тыс. сельских населённых пунктов, что составляет 55% от их общего количества.
Автомобильный транспорт является крупным потребителем материальных ресурсов. Он является основным потребителем продукции отечественной автомобильной промышленности, доля которой в ВВП оценивается на уровне 1-2%. Автомобильный транспорт потребляет ежегодно до 65 млн. т. жидкого автомобильного топлива на сумму, оцениваемую порядка 2,5 трлн. руб.
Ярким свидетельством того, насколько большое значение руководство страны уделяет развитию автомобильного транспорта, стала встреча Президента РФ В. В. Путина руководителями логистических автомобильных компаний и водителями грузовых транспортных средств, состоявшаяся 22 февраля 2024 года в многофункциональной зоне дорожного сервиса под Казанью, с которой начинается трасса М-12 «Восток». По итогам встречи Президент утвердил перечень поручений Правительству Российской Федерации совместно с комиссией Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Транспорт», а также Минтрансу России. С текстом документа можно ознакомиться на сайте Президента России: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/73807.
Сервис Main Transport опубликовал ежегодный рейтинг транспортно-логистических компаний России. По итогам 2023 года лидерами в сегменте сборных грузоперевозок стали «Деловые Линии», ПЭК, DPD, «Байкал Сервис», «ЖелДорЭкспедиция». В топ-5 FTL-компаний, которые в основном предоставляли для перевозки грузов выделенный транспорт, вошли ITECO, «Лорри», Delko, ГЛТ, «ДА-ТРАНС». По данным Росстата, автотранспортом перевозится 67% грузов по всей стране. Российские автомобильные перевозки в прошлом году показали рост, прежде всего во внутреннем сообщении, что во многом связано с импортозамещением. По данным биржи грузоперевозок ATI.SU, количество заявок на перевозки товаров по РФ увеличилось в полтора раза, хотя к концу года динамика замедлилась, составив в четвертом квартале 29%.
В «Деловых линиях» грузооборот в сегменте сборных перевозок вырос по итогу года на 22%. В компании объясняют это несколькими факторами. Во-первых, активно развиваются маркетплейсы и электронная коммерция, что способствует увеличению объема внутренних перевозок в распределительные центры. Во-вторых, российская промышленность наращивает обороты и нуждается в оперативной доставке по всей стране. В-третьих, растет спрос на перевозки грузов с востока на запад. Например, компании, которые ранее закупали товары в странах Евросоюза, теперь ищут аналоги в Китае. Межтерминальная перевозка — одна из наиболее востребованных услуг, которую предоставляют «Деловые линии», делая упор на сокращение времени доставки. Наиболее популярными направлениями являются Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Новосибирск и другие экономически развитые города.
Увеличивается доля межрегиональных перевозок от Урала на Дальний Восток и обратно, что прежде всего связано с ростом объема транспортировки грузов из Китая. Как отмечают в Delko, на внутреннем рынке прослеживается снижение общего количества транспорта, которое связано с дефицитом водителей-дальнобойщиков, и одновременное увеличение числа рейсов. Вырос спрос на перевозки на дальние расстояния. На внутреннем рынке увеличились грузоперевозки на юг: в Краснодарский и Ставропольский края, республики Северного Кавказа.
В DPD среди самых популярных направлений назвали Москву, Санкт-Петербург, Свердловскую и Новосибирскую области, Краснодарский край. По этим маршрутам чаще всего доставляли товары с маркетплейсов. Спрос на перевозку отправлений между Чеченской Республикой и другими регионами России за апрель-декабрь 2023 года увеличился на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го, сообщает ПЭК. Больше всего грузооборот вырос между Грозным и Новороссийском, Новосибирском, Владивостоком, Санкт-Петербургом, Москвой. В компании «Байкал сервис» наиболее востребованными в 2023 году были FTL-перевозки на Дальний Восток, Урал, а также в Краснодарский край и обратно. По данным компании «ДА-ТРАНС», самыми популярными направлениями в сфере автогрузоперевозок были доставки из Москвы в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Ростов-на-Дону.
Как сообщил в январе 2024 г. ИД «Коммерсантъ», российские автомобильные перевозки в 2023 году показали рост — прежде всего во внутреннем сообщении. По данным биржи грузоперевозок ATI.SU, количество заявок на перевозки по РФ увеличилось в полтора раза, хотя к концу года динамика замедлилась, составив в четвертом квартале только 29%. «С точки зрения географии (без учета новых регионов) мы наблюдаем довольно равномерный рост»,— уточнили в ATI.SU. «В 2022 году рос спрос на международные, и прежде всего импортные перевозки, поскольку шло замещение европейских грузов за счет других направлений, в основном Центральной Азии и стран Закавказья,— отмечает основатель и директор ATI.SU Святослав Вильде.— Теперь основным двигателем становятся внутренние перевозки, что во многом связано с импортозамещением». Заместитель гендиректора по развитию ГК «Деловые линии» Дмитрий Хрущалев также видит активизацию спроса на внутренние грузоперевозки: «Доставки сборных грузов за девять месяцев выросли на 22%. Во-первых, активно развиваются маркетплейсы и электронная коммерция — мы наблюдаем двукратное повышение объемов перевозок в распределительные центры. Во-вторых, российская промышленность наращивает обороты и нуждается в оперативной доставке по всей стране». Доставка в торговые сети — еще одно динамичное направление, говорит господин Хрущалев, объем перевозок в торговые точки вырос на 26% год к году. Доставка в торговые сети — еще одно динамичное направление, говорит господин Хрущалев, объем перевозок в торговые точки вырос на 26% год к году.
По словам гендиректора Delko Санджара Ашуралиева, на внутреннем рынке «прослеживается снижение общего количества транспорта и с увеличением числа рейсов». «Наблюдался повышенный спрос на перевозки на дальние расстояния,— поясняет господин Ашуралиев.— В то же время ритейлеры начали активно развивать свои автопарки». На внутреннем рынке увеличились грузоперевозки на юг: в Краснодарский и Ставропольский края, республики Северного Кавказа: в топе продукции фрукты, овощи, минеральная вода, продукты питания. Растет доставка бытовой техники.
«Из тенденций интересно отметить снижение грузопотока из Москвы в регионы,— подчеркивает руководитель отдела внутрироссийских наземных перевозок Noytech Supply Chain Solutions Али Габидулин.— При этом увеличивается доля межрегиональных перевозок от Урала на Дальний Восток и обратно, что прежде всего связано с ростом объема транспортировки грузов из Китая».
Директор по маркетингу DPD в России Алексей Мерзляков говорит, что в сегменте B2B в топ-5 отраслей с наибольшим спросом на перевозки входят интернет-магазины, ювелирные изделия, телекоммуникации и IT, электроника и бытовая техника. Топ-5 регионов-получателей посылок DPD в течение 2023 года не изменился — это Москва, Санкт-Петербург, Свердловская и Новосибирская области, Краснодарский край. «Маркетплейсы заняли огромную долю рынка и сильно подвинули многих игроков на рынке онлайн-торговли, особенно небольших,— говорит он.— Особенностью 2023 года стал рост доли рынка российских компаний в сегменте e-commerce. Наиболее ярко это прослеживается в сегменте фешен». Основной проблемой отрасли в СДЭК называют перекрытые дороги и плохую погоду, что часто вынуждает использовать больше транспорта, снижает своевременность и увеличивает себестоимость.
О том же говорят в Pony Express. В обеих компаниях отмечают активизацию, а не замедление динамики в четвертом квартале. В то же время некоторые операторы считают рост грузоперевозок «отчасти искусственным». Так, по мнению заместителя гендиректора по логистике и IT NC Logistic Артема Васканяна, увеличение числа поисковых запросов может говорить не о росте спроса, а о нестабильности грузопотока: «То, что раньше перевозилось одним траком, сейчас отправляется двумя или тремя. Из-за дробления логистических цепочек производителями держатели контрактов на поставку определенной продукции зачастую не получают всю партию товара сразу. Увеличиваются сроки доставки груза заказчикам и количество транспорта». Скачкообразные пиковые нагрузки, помноженные на разорванные цепочки поставок, «создают так называемый псевдорост», говорит он.
В 2024 году ожидается рост объема внутрироссийских перевозок, приводит мнение руководителя отдела внутрироссийских наземных перевозок Noytech Supply Chain Solutions Али Габидулина издание «Коммерсантъ». Однако остается проблема с дефицитом водителей, актуальная в 2023 году. «Нехватка кадров будет и в дальнейшем существенно влиять на тарифы на автоперевозки»,— отмечает он. Основатель и директор ATI.SU Святослав Вильде Святослав Вильде в материале ИД «Коммерсантъ» так же подчеркивает, что дефицит водителей-дальнобойщиков становится главной проблемой.
Среди значимых событий минувшего года – в России появился первый рейтинг грузоперевозчиков, которые объединяют грузы от нескольких отправителей в одну машину, чтобы доставить их до разных адресатов. Исследование подготовила «Общественная потребительская инициатива», сообщил информационный портал газеты Известия. В список вошли 30 грузоперевозчиков. Первое место заняла компания «Деловые линии», она единственная получила оценку АА. Это означает, что бизнес характеризуется максимальным уровнем надежности, устойчивости и безопасности. Выручка компании превысила 52 млрд рублей, что соответствует высшей оценке 1,00.
Второе место в рейтинге занял ПЭК с показателем AC, который говорит о том, что имеющиеся у компании ресурсы позволяют выполнять взятые на себя обязательства, однако бизнес характеризует низкий уровень финансовой надежности, устойчивости и безопасности. Выручка составила 25,6 млрд. На третьей позиции — компания «Норд Вил» с выручкой 478,8 млн рублей. На четвертой строчке — «Энергия» (выручка превысила 5 млрд рублей). Пятерку замкнула компания «Шерл» с выручкой более 1,1 млрд рублей.
Девять компаний рейтинга получили самую низкую оценку СС, то есть у игроков «отсутствуют необходимые ресурсы для выполнения обязательств по перевозке или их количество минимально». Такие компании отличаются низким уровнем финансовой надежности, устойчивости и безопасности. При составлении рейтинга эксперты учитывали выручку компании, количество терминалов в России, обеспеченность большегрузами и малотоннажным транспортом, посещаемость сайта и уровень рисков.
Свидетельством того, что именно надежность является ключевым приоритетом, стало и награждение в марте 2024 г. лауреатов рейтинга «НАДЕЖНЫЙ ПЕРЕВОЗЧИК РОССИИ 2024», о чем сообщил портал системы «Платон». Номинантами рейтинга стали не только перевозчики разного масштаба – от крупнейших логистических компаний до индивидуальных предпринимателей, но и те, кто первыми в отрасли стал использовать электронный документооборот.
Как отметили все победители «Надежного перевозчика России», рейтинги на основе объективных данных и показателей работы необходимы рынку для создания здоровой конкурентной среды. Они служат инструментом для определения транспортных компаний, которым можно доверять и позволяют консолидировать отрасль. Оценка в основных номинациях производится на основе информации, предоставленной государственной системой «Платон», единственным цифровым источником данных о деятельности логистического рынка с 2015 года. Создание рейтинга было инициировано Национальным союзом экспертов в области транспорта и логистики (СЭЛ), при поддержке Минтранса России. Цель рейтинга — поощрение законопослушных российских перевозчиков, заинтересованных в развитии логистической отрасли и создании равных условий конкуренции. Оценка основана на следующих критериях: активность перевозчика в 2023 году (пробег и количество автомобилей), сумма платежей в систему «Платон» и размер штрафов (меньший размер штрафов соответствует более высокой позиции в рейтинге).
Лауреатами стали компании: «Магнит», X5 Transport, ДЛ-Транс, «Делко», ITECO, «Монополия», «Лорри», Wildberries, Авто-ПЭК, «Союз-Логистик», «Лонгран Логистик», «ДжиИксО Лоджистикс», О2, «ТК ЭКСИС» и Д-ТРАНС. В 2024 году число номинаций было расширено. В частности, появилась номинация «Самый цифровой». В данной категории были отмечены перевозчики, одними из первых решившие перейти на транспортный ЭДО и лидирующие по количеству документов, оформленных через государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). В их числе – Х5, ПЭК, «Деловые линии», ИП «Калачев Дмитрий Валентинович» и компания «Ройал Транс». «Электронный документооборота на транспорте – системообразующий проект для Министерства транспорта, для грузовой логистики. Без него невозможна цифровизация всей отрасли, он является ее основой. Это не только избавление от огромного объема бумажных документов, но и упрощение документооборота и взаимодействия с контрольными органами, ускорение расчетов с контрагентами. Те компании, которые сегодня победили в этой номинации, в числе первых стали использовать ГИС ЭПД несмотря на то, что пока что это не является обязательным. Мы очень ценим вклад этих компаний — они ведут за собой рынок, на своем примере демонстрируя преимущества цифровизации», — прокомментировал заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов.
Как отметил генеральный директор компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антон Замков, система «Платон» — это колоссальный объем отраслевых данных, анализ которых позволяет выявить наиболее надежных перевозчиков в различных категориях. «Мы рады увеличению числа номинаций, так как это дает возможность отметить больше компаний, заслуживающих доверия. Ведущие позиции в отрасли связаны прежде всего с внедрением передовых цифровых решений. Поэтому на этот раз мы решили наградить тех, кто первыми перешел на электронный документооборот и использует ГИС ЭПД. Я уверен, что объединение данных из различных источников еще больше обелит рынок, и позволит легко отобрать только тех перевозчиков, на которых можно полагаться», — сказал он.
Второй год подряд в рейтинге присутствуют компании разного размера, в частности, одним из лауреатов стал Индивидуальный предприниматель Ситников Андрей Александрович. Таже были отмечены те перевозчики, в автопарках которых присутствует максимальное количество машин отечественных марок. В номинации «Самый русский» победила компания ITECO. Рейтинг – это не только награждение лучших, но и возможность отслеживать отраслевые тренды, следить за их изменением. Система «Платон» позволяет это делать, так как обладает уникальной инфраструктурой, которая дает возможность собирать, накапливать и хранить большие объемы данных: более 1 млн бортовых устройств, почти 500 систем стационарного контроля, 122 систем мобильного контроля.
В частности, в этом году была учреждена номинация «Самый динамичный», которая присуждается компаниям, максимально нарастившим пробеги своих автопарков. В этой номинации победили две компании – «Великолукский мясокомбинат» и «Почта России». «Мы искренне рады видеть, что несмотря на вызовы, которые встают перед страной, экономикой, политикой и, в том числе, перед транспортно-логистической отраслью, бизнес продолжает преодолевать преграды, активно развиваться и давать положительные результаты. Введение новых номинаций в рейтинге «Надежный перевозчик России» – «Самый динамичный» и «Самый цифровой» – отражает актуальные тенденции и вызовы, с которыми сталкиваются перевозчики сегодня. В 2023 году компании увеличили пробег по отношению к 2022-му. В ряде случаев это вызвано расширением автопарков и ростом объема перевозок. Кроме того, компании активно переходят на электронный документооборот, что помогает не только повысить эффективность работы и сократить издержки, но и закрепить доверие на рынке», — прокомментировала исполнительный директор СЭЛ Ольга Федоткина.
В специальной номинации «За вклад в развитие отрасли» был отмечен Национальный союз экспертов в области транспорта и логистики (СЭЛ), а в номинации «Цифровизация складской логистики» — компания FM Logistic. «Рейтинг надежности определяет перевозчиков, ведущих свой бизнес так, что им можно доверять. Такой инструмент крайне важен для отрасли, потому что способствует формированию здоровой конкуренции и созданию благоприятных и долгосрочных условий для развития добросовестных участников рынка. Мы благодарим организаторов за последовательность в проведении рейтинга и приветствуем его дальнейшее развитие, а также желаем его участникам успешно справиться со всеми вызовами и достичь намеченных целей» — сказал Заместитель директора ООО «Сельта» Роман Юников.
По словам управляющего директора логистической компании в составе Х5 Group Кирилла Кузьменко, рейтинги играют важную роль в определении надежности и профессионализма участников отрасли. «Они не просто отражают текущее положение дел, но и стимулируют компании к постоянному самосовершенствованию. В этом контексте система ‘Платон’ выступает не только как инструмент сбора, обработки и передачи информации. Прежде всего — это механизм честного и прозрачного взаимодействия внутри рынка», — сказал он.
«Мы в третий раз становимся лауреатом рейтинга «Надежный перевозчик России». Для нас это по-настоящему важная награда, которая подтверждает высокое качество предоставляемых услуг и вклад каждого сотрудника нашей команды. Хочу поблагодарить организаторов рейтинга за такую инициативу. Сейчас особенно важно проводить подобные мероприятия в транспортной сфере. Они создают основу для развития рынка и служат инструментом для определения транспортных компаний, которым можно доверять», — сказал Дмитрий Хрущалев, заместитель директора по развитию ГК «Деловые Линии».
Генеральный директор ООО «ИТЕКО Россия» Дмитрий Калашников: «Отрасль грузоперевозок в России — с высочайшей конкуренцией, поэтому важно не только добиваться результатов, но и удерживать их. Нам это удаётся: ITECO второй год подряд признаётся «Надёжным перевозчиком России». А тот факт, что в основе рейтинга — данные государственной системы «Платон», указывает на его объективность».
«Логистическая отрасль становится все более прозрачной, и важную роль играет репутация компании, к которой все чаще обращаются грузоотправители. Рейтинг “Надежный перевозчик России” построен на объективной информации — на цифрах и фактах из госсистемы “Платон”. Именно такие независимые способы оценки надежности создают равные условия для всех участников рынка. Честные и ответственные грузоперевозчики из рейтинга трансформируют логистическую отрасль в условиях здоровой конкуренции», — прокомментировал Директор по продажам ГК «Монополия» Евгений Ивлев.
«Быть среди лауреатов рейтинга “Надежный перевозчик России”, значит, демонстрировать успешность и выделяться среди конкурентов в логистической отрасли. Только через объективную оценку деятельности компании можно выявить стабильного грузоперевозчика. Надежность контрагента — залог качественного сервиса и долговременных партнерских отношений», — сказал генеральный директор АО «Лори» Олег Хаустов.
«Мы поддерживаем на высоком уровне качество предоставляемых логистических услуг, а также наращиваем количество собственного транспорта. Мы ценим, что наша логистическая деятельность получила высокую оценку отрасли, потому что «Надежный перевозчик России» – это знак качества в сфере транспорта и логистики”, – отметил Никита Никитин, заместитель руководителя департамента транспортной логистики компании Wildberries.
«Согласно данным Росстата, автотранспортом перевозится 67% грузов по всей стране. С 2019 по 2023 годы грузооборот увеличился на 30% и продолжает расти. При этом рынок до сих пор крайне фрагментирован и остается большая доля игроков, которые демпингуют за счет оптимизации налогов и сборов. Чтобы недобросовестная конкуренция и другие проблемы – дефицит водителей, устаревание техники – не тормозили развитие рынка, важно консолидировать отрасль и разработать единые стандарты деятельности грузоперевозчиков. В этом уже помогает премия «Надежный перевозчик», благодаря которой можно определить наиболее стабильные и эффективные компании отрасли, основываясь на данных системы «Платон»», — сказал Вадим Филатов, совладелец и заместитель директора ПЭК.
Что же касается перевозок пассажирских, то здесь ситуация следующая. Сервис онлайн-бронирования билетов на поезда, автобусы и самолеты tutu представил свой анализ автобусных направлений по России и за рубеж за 2023 год. Из отчета следует, что большинство путешественников предпочитали ездить по России, а средняя стоимость билета в одну сторону увеличилась на 9% по сравнению с прошлым годом.
По данным сервиса, около 93,7% всех автобусных поездок в 2023 году были совершены внутри России. Это на 0,7% больше, чем в 2022 году, когда доля внутренних направлений составляла 92%. Средний чек за автобусный билет по России в 2023 году составил 1 122 рубля в одну сторону, что на 9% выше, чем в прошлом году (1 026 рублей).
Самым популярным направлением среди автобусных пассажиров в 2023 году стал маршрут Москва — Ростов-на-Дону. Этот маршрут лидировал и в 2022 году, но за год его доля выросла с 1,8% до 2,2% (спрос увеличился почти на 70%). Средняя стоимость билета по этому направлению в 2023 году составила 2 134 рубля в одну сторону, что на 6% больше, чем в 2022 году (2 004 рубля).
На втором месте по популярности оказался маршрут Москва — Воронеж, который поднялся на одну позицию вверх по сравнению с прошлым годом. Его доля осталась на уровне 1,4%, но средний чек за билет вырос на 20% — с 1 141 рубля в 2022 году до 1 369 рублей в 2023 году.
Третье место занял маршрут Москва — Переславль-Залесский, который также не изменил свою долю в 1,4%, но немного подорожал — с 542 рублей в 2022 году до 556 рублей в 2023 году (+3%).
В топ-10 самых востребованных автобусных направлений вошли:
Москва — Рязань (1,1% доля, 692 рубля средний чек, +12% динамика среднего чека);
Москва — Краснодар (1,1% доля, 3 549 рубля средний чек, +19% динамика среднего чека);
Москва — Санкт-Петербург (1,1% доля, 1 658 рубля средний чек, +1% динамика среднего чека);
Москва — Киржач (0,8% доля, 430 рубля средний чек, +4% динамика среднего чека);
Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре (0,8% доля, 1 631 рубль средний чек, +18% динамика среднего чека);
Томск — Новосибирск (0,7% доля, 992 рубля средний чек, +9% динамика среднего чека);
Москва — Тула (0,7% доля, 873 рубля средний чек, +16% динамика среднего чека);
Краснодар — Анапа (0,7% доля, 708 рублей средний чек, +16% динамика среднего чека).
Самыми динамичными направлениями по росту спроса стали:
Москва — Краснодар (+157%);
Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре (+144%);
Москва — Астрахань (+84%).
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) провела комплексную оценку состояния корпоративного автобусного парка РФ на начало 2023 года.
Согласно данным, приведенным на сайте компании, на начало 2023 г. корпоративный парк автобусов составляет 342,5 тыс. единиц. Превалируют автобусы малого класса – их свыше половины (54,3%), автобусы большого класса занимают второе место по количеству машин в парке с долей 26,3%, среднего класса – 14,2%. Меньше всего автобусов особо большого класса –5,2%. Самой популярной маркой в малом и среднем классе является ПАЗ, а в большом и особо большом классе – ЛиАЗ.
Большая часть парка приходится на автобусы российского производства (78%). Лидер – Павловский автозавод (ПАЗ), таких машин в России в корпоративном парке более 150 тыс. ед., на втором месте – КАВЗ (48,4 тыс. ед.), третье место у ЛиАЗа (41,7 тыс. ед.). При этом большая часть машин работает на бензине – 52% и дизельном топливе –41%, на СУГ – 2,6%, экологичные виды топлива пока заметно уступают традиционным – компримированный природный газ (КПГ) используют всего 4,5% машин.
Что касается распределения по регионам, 56,5% всего автобусного парка приходится на 20 регионов России, при этом в тройке лидеров по количеству машин находятся Москва (6,3%), Подмосковье (4,6%) и Санкт-Петербург (3,9%), четвертое место у Татарстана (3,5%), ТОП-5 замыкает Краснодарский край (3,4%).
Средний возраст российского парка автобусов – 17,2 лет. В общем парке на новые автобусы возрастом до 3 лет приходится 10% (34,3 тыс. ед.), на автобусы возрастом 4-5 лет – 7% (23,8 тыс. ед.), 6-10 лет – 13% (45,3 тыс. ед.), 11-15 лет – 16% (54,8 тыс. ед.), 16-20 лет – 15% (52,2 тыс. ед.). Больше всего в стране автобусов старше 20 лет – 39% или 132,1 тыс. ед.
В целях исследования нормативные сроки использования автобусов оценивались в соответствии со сроком полезного использования данной пассажирской техники. Для малого класса автобусов – это до 5 лет включительно, среднего и большого - до 7, особо большого класса – до 10 лет. Эти данные и результаты маркетингового исследования позволяют сделать вывод о том, что в стране 79% парка используются за пределами своего нормативного срока (271,2 тыс. ед.)
В пятерку регионов с самым «молодым» парком вошли Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ленинградская область.
Лизинг остается оптимальным инструментом обновления корпоративных парков транспорта, поскольку позволяет перевозчикам получить в пользование транспортные средства без одномоментных значительных капитальных вложений. Лидерство в сегменте лизинга городского пассажирского транспорта и автобусов, в частности, удерживает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) с долей рынка 27%. ГТЛК занимается коммерческими поставками автобусов в лизинг, а также реализует две некоммерческие программы в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» и инвестпроекта с использованием средств ФНБ. Совокупно по данным программам с господдержкой ГТЛК поставит в 2023-2024 гг. около 5 тыс. ед. новых современных автобусов.
Итоги анализа состояния парка свидетельствуют о необходимости масштабного обновления общественного транспорта в большинстве регионов страны. Программы лизинга с государственным финансированием помогут провести «омоложение» парка автобусов оперативно, эффективно и с наименьшей нагрузкой для федерального бюджета. Особенно программы льготного лизинга востребованы в субъектах РФ с низкой инвестиционной активностью. Пролонгация действующих программ с госучастием позволит систематизировать процесс модернизации региональных автобусных парков и гарантированно повысить качество транспортного обслуживания жителей страны в среднесрочной перспективе.
По данным агентства «АСМ-Холдинг» рынок автобусов в 2023 году вырос на четверть в годовом выражении. За 12 месяцев 2023 года в России было продано 17 069 новых автобусов. Это на 25,7% превышает результаты продаж 2022 года. Пассажирского электротранспорта за прошлый год было реализовано 475 единиц, что больше результата 2022 года на 198,7%.
«Сегмент автобусов в декабре 2023 года показал падение продаж на 4,1%. Итоговые показатели продаж за год новых автобусов на 25,7% больше, чем в 2022 году. Автобусы российских марок занимают значительную долю рынка – 72,9%. Автобусы и легкие коммерческие автомобили – это сегменты российского рынка, на которые пока не повлияла экспансия китайских брендов», – комментирует Александр Ковригин, заместитель генерального директора «АСМ-холдинг».
Среди новых автобусов лидером продаж стала техника марки ПАЗ. За 2023 год ее было реализовано 6425 единиц. Второе место занимают автобусы Yutong с результатом 2086 ед. Третье и четвертое место рейтинга досталась автобусам «ЛиАЗ» и «НЕФАЗ» с практически одинаковыми объемами продаж – 1770 и 1702 ед. соответственно. Замыкает пятерку лидеров автобусной техники марки «Волжанин» (1255 ед.).
Более подробная информация – на РЕЙС.РФ: https://reis.zr.ru/news/rynok-avtobusnoi-tekhniki-itogi-2023-goda/
Как сообщил в январе 2024 г. интернет-портал «Российской газеты», в Москве завершилась программа обновления городских автовокзалов, ставшая одним из самых масштабных транспортных проектов последних лет.
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, обновление международного автовокзала "Красногвардейский" позволило увеличить его пропускную способность примерно на 70%. В сутки им смогут пользоваться до 3-4 тыс. пассажиров. Ежедневно отсюда будут отправляться до 360 международных и междугородных рейсов, в том числе в ДНР, ЛНР и другие южные регионы.
Всего же в городе теперь пять полноценных автовокзалов – помимо "Красногвардейского" это "Центральный", "Южные ворота", "Северные ворота" и "Саларьево". Есть и две автостанции: "Орехово" и "Варшавская". В общей сложности ими пользуются около 9 тыс. пассажиров в рабочие дни, причем эта цифра растет с каждым годом. "Все автовокзалы расположены в непосредственной близости от МКАД и обеспечивают удобные пересадки между городским транспортом и автобусами дальнего следования", – отмечает заммэра Москвы Максим Ликсутов.
По материалам www.souztransrus.ru, www.maintransport.ru, www.kommersant.ru, www.iz.ru, www.platon.ru, www.tutu.ru, www.gtlk.ru, www.reis.zr.ru, www.rg.ru
365 ДНЕЙ | 460777 397537 |
---|---|
31 ДЕНЬ | 192787 112285 |
24 ЧАСА | 3568 2551 |