Лидеры промышленности
От индустриальной промышленности к цифровой экономике. Межотраслевая коммуникация и кооперация. Технологии и кадры
Главное меню
1390

Нефтегазовый комплекс

Топливный комплекс для автотранспорта — 2024: проблемы и перспективы, опыт и инновации, качество и инфраструктура

В марте 2024 г. Правительством Российской Федерации утверждено Стратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года. Целью стратегического направления является достижение высокого уровня цифровой зрелости основных участников отрасли, ускоренный переход энергетического сектора Российской Федерации на новые управленческий и технологический уровни, способствующие достижению технологического суверенитета, обеспечивающие условия для развития топливно-энергетического комплекса и долгосрочного устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации путем оптимизации и трансформации бизнес-процессов с применением общих информационных моделей, "сквозных" цифровых технологий и платформенных решений в условиях высокой динамики изменений внешних и внутренних факторов.

В документе обозначено семь приоритетов стратегического направления:

  1. Осуществление цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса на основе отечественных информационно-коммуникационных технологий, в том числе отечественных "сквозных" цифровых технологий;

  2. Платформизация, формирование единой отраслевой технической политики в области информационно-коммуникационных технологий, развитие единых подходов к построению отдельных компонентов архитектуры информационных систем в топливно-энергетическом комплексе, в том числе формирование отдельных компонентов архитектуры информационных систем топливно-энергетического комплекса на базе общих инструментов моделирования и описания архитектуры информационных систем;

  3. Построение общих информационных моделей, введение единых стандартов обмена информацией, унифицированная регламентация взаимодействия между различными системами и субъектами, обеспечение гибкого и масштабируемого управления процессами в топливно-энергетическом комплексе;

  4. Обеспечение условий для достижения технологического суверенитета в топливно-энергетическом комплексе, в частности посредством импортозамещения в области "сквозных" цифровых технологий;

  5. Обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, в первую очередь критической информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса;

  6. Реализация государственной политики в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса посредством применения единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" и с соблюдением принципов клиентоцентричности;

  7. Оптимизация процессов предоставления услуг в топливно-энергетическом комплексе, в том числе посредством автоматизации процессов взаимодействия между организациями топливно-энергетического комплекса и органами государственной власти.

Цифровая трансформация – основа повышения эффективности отрасли

Для оптимизации производственных процессов компании нефтегазового сектора активно прибегают к помощи цифровых технологий, говорится в материале интернет-портала «Российской газеты», опубликованном 22 декабря 2023 года и посвященным перспективам данного направления деятельности отрасли. О значимости новых технологий говорит тот факт, что компании ТЭК увеличивают инвестиции в их разработку и внедрение. "Если в 2022 году затраты на цифровую трансформацию от общего объема инвестпрограмм составляли порядка 3,5 процента, то в 2023-м в среднем по отрасли уже 4 процента. Это означает, что цифровая трансформация занимает все больше места в бизнес-процессах и в компаниях ТЭК в целом", - сообщил заместитель министра энергетики РФ Эдуард Шереметцев. Он отметил, что целевой ориентир - увеличить затраты на цифровую трансформацию к 2030 году в четыре раза по сравнению с 2019-м, и выразил уверенность, что эти показатели будут достигнуты.

Если говорить о конкретных цифрах, то, по оценке Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, спрос на цифровые решения в ТЭК в этом десятилетии может вырасти в 13,5 раза - с 30,7 миллиарда рублей в 2020 году до 413,8 миллиарда в 2030-м. Можно ожидать, что и отдача от инвестиций тоже будет расти. К примеру, глава "Газпром нефти" Александр Дюков заявил, что экономический эффект от цифровой трансформации нефтегазовой отрасли к 2030 году составит до одного триллиона рублей.

"Цифровые технологии позволяют повысить эффективность работы предприятий, снизить затраты на производство и обслуживание оборудования, прогнозировать спрос на энергию и оптимизировать работы энергосистем, повысить качество продукции и безопасность труда, - рассказал "РГ" руководитель центра экспертизы и разработки ИИ Ассоциации "Цифровые технологии в промышленности" Алексей Шпильман. - Например, цифровые технологии позволяют проводить удаленный мониторинг и диагностику оборудования, оптимизировать процессы добычи и транспортировки нефти и газа, управлять энергосистемами и сетями электроснабжения".

"Прежде всего применение цифровых инструментов направлено на повышение эффективности и снижение рисков, - пояснил "РГ" генеральный директор "ЛАНИТ-ТЕРКОМ" Вадим Сабашный. - Представить современное предприятие без цифровых технологий уже невозможно - оно просто не будет работать. И если рассматривать этапы внедрения технологий на разных участках отдельно друг от друга, то экономический эффект составляет как минимум десятки процентов".

Преимущество использования данных технологий подтверждает и директор центра разработки Artezio Дмитрий Паршин. "Например, мы внедряем системы умного анализа данных, которые помогают оптимизировать расходы и использование ресурсов. В некоторых проектах удалось достичь сокращения операционных расходов на 10-15 процентов и увеличить эффективность использования ресурсов на 8-12 процентов", - рассказал он "РГ". Все большее применение в отрасли находит и такой инструмент, как цифровой двойник - компьютерная модель реального объекта или какого-то процесса. "Благодаря этой технологии можно сократить время на разработку и внедрение новых решений на 20-30 процентов и значительно уменьшить вероятность аварий и ошибок. Цифровые двойники - это будущее энергетики", – считает Дмитрий Паршин.

Заместитель директора департамента экономического развития и финансов правительства РФ Тимур Броницкий обратил внимание, что показатели внедрения ИИ в ТЭК близки к уровню проникновения этой технологии в банковскую сферу, сектор телекоммуникаций и онлайн-ретейл. И это уже хорошая база. "По планам к 2030 году довести уровень внедрения искусственного интеллекта в отраслях экономики до 95 процентов. Чтобы это сделать, требуются инвестиции, в том числе в малые технологические компании и стартапы", - сказал он.

Рынок моторного топлива: динамика, события, перспективы

Рыночные цены на моторное топливо в России в 2023 году достигали как абсолютного минимума, так и абсолютного максимума, говорится в материале сетевого издания "DP.RU", приводя конкретные цифры: «В конце января 2023 года на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) был установлен абсолютный минимум цены 92-го бензина — 32 861 рубль за тонну, а в начале сентября был зафиксирован абсолютный максимум — 70 372 рубля за тонну». Резкого скачка цен в рознице в 2023-м удалось избежать, к концу года бензин и дизельное топливо по сравнению с январём 2023-го подорожали всего на пять с небольшим процентов. В оптовом же звене ситуация развивалась динамичнее, разброс цен в течение года достигал двукратного размера.

В феврале 2024 г. Заместитель Председателя Правительства Александр Новак провёл штаб по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов с руководством нефтяных компаний, представителями Минэнерго, ФАС, Минсельхоза, «РЖД» и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. По данным Минэнерго, спрос участников рынка на биржевых торгах стабильно удовлетворяется, экспорт бензина снизился более чем на треть к уровню февраля 2023 года, запасы бензина и дизельного топлива остаются стабильно высокими. Отгрузки дизельного топлива на внутренний рынок выросли к февралю прошлого года, производство его зимнего вида увеличилось по сравнению с февралём 2023 года. Цены на бензин и дизельное топливо на розничном рынке остаются стабильными.

Вице-премьер поручил нефтяным компаниям и Минэнерго согласовать графики ремонтов НПЗ для удовлетворения спроса в период начала посевной и сезона роста автомобильных перевозок. Также Минэнерго совместно с Федеральной антимонопольной службой и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей поручено продолжить работу по борьбе с манипуляциями на биржевых торгах, включая использование торговых роботов. «Необходимо сформировать запасы топлива для балансировки рынка в период повышенного весенне-летнего спроса со стороны водителей, аграриев и других потребителей. Прошу следить за сохранением рыночно обоснованных уровней цен и объёмов реализации топлива на бирже и заправочных станциях», – подчеркнул Александр Новак.

Как сообщило Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии 27 марта 2024 г., очередное заседание Совета директоров Российского топливного союза было посвящено актуальным вопросам состояния рынка моторного топлива и перспективам его развития. В заседании приняли участие директор департамента нефтегазового комплекса Министерства энергетики Российской Федерации Антон Рубцов, руководитель Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Игорь Артемьев, президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, а также представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и ряда нефтяных компаний. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии на заседании представили заместитель руководителя ведомства Александр Кузьмин и начальник отдела государственного надзора Управления метрологии и госнадзора Карен Тадевосян.

С докладом о результатах государственного контроля и текущей ситуации на топливном рынке выступил Александр Кузьмин, отметив, что Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным в рамках встречи с руководителем Росстандарта Антоном Шалаевым в январе этого года было дано поручение уделить особое внимание контролю на данном рынке. Александр Кузьмин подчеркнул, что в рамках контрольных мероприятий Росстандартом ведется плотная работа с регионами Российской Федерации, на некоторых из которых в силу сложившейся ситуации стоит акцентировать внимание при согласовании внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. Кроме того, озвучена необходимость применения мониторинговой закупки топлива в рамках мер государственного контроля.

Одной из ключевых тем в повестке заседания также стали вопросы контрольно-надзорной деятельности на топливном рынке и особенностей взаимодействия Росстандарта и бизнеса в условиях действующих надзорных ограничений, а также перспективам их изменений. Напомним, что на состоявшемся ранее заседании Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции председатель комиссии, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров подчеркнул: «Этому направлению уделяется особое внимание, в том числе на уровне главы государства и Председателя Правительства. Мы ужесточили контрольные мероприятия, и, по итогам проверок АЗС Росстандартом, доля фальсифицированного топлива на рынке снизилась с 20% в 2015 году до 4% в 2023 году».

В апреле 2024 г. важным событием отрасли стал Национальный нефтегазовый форум – 2024, на котором выступил первый заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, рассказав о планах по увеличению производства моторных топлив к 2028 году. Заместитель министра отметил, что внедрение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья привело к приросту экономических показателей в регионах, где был проведен эксперимент.

В рамках изменений налогового законодательства были введены льготы для трудноизвлекаемых запасов, малых месторождений, Восточной Сибири и ЯНАО, что способствовало улучшению отраслевой картине и увеличению добычи. Павел Сорокин также подчеркнул важность сбалансированной фискальной системы не только для добычи, но и для нефтепереработки, особенно в контексте завершения программы модернизации НПЗ. Замминистра уверен, что текущая модернизация и инвестиционные соглашения должны привести к значительному увеличению производства дизельного топлива и бензина к 2028 году.

Реализация инвестсоглашений с НПЗ России приведет к росту объемов переработки нефти на 25 млн тонн к 2028 году: на 20 млн тонн дизеля и на 4 млн тонн бензина, заявил первый заместитель министра энергетики РФ. "Мы сейчас реализуем инвестиционные соглашения о модернизации [НПЗ], которые должны привести к тому, что к 2028 году мы получим достаточно существенную прибавку к производству дизеля и бензина. Мы говорим сейчас о 25 млн тонн: 20 млн тонн дизеля и около 4 млн тонн бензина за счет модернизационных инвестиционных соглашений", отметил Сорокин. По его словам, стране также нужно обеспечить предсказуемость, стабильность налогового режима для отрасли.

"Естественно, с Минфином мы вместе работаем над тем, чтобы находить баланс в потребности бюджета и сохранении достаточного инвестиционного ресурса в отрасли", - добавил замминистра. Минэнерго России заключило с НПЗ соглашения о модернизации и строительстве новых мощностей по производству топлива еще в 2021 году. В результате дополнительно будут реконструированы и введены в эксплуатацию 30 установок вторичной переработки нефти и вторичных установок.

Как сообщает ТАСС, планируемый объем инвестиций составит около 800 млрд рублей. Соглашения были подписаны с Московским НПЗ, Омским НПЗ, "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтезом", Афипским НПЗ, "Орскнефтеоргсинтезом", Новошахтинским заводом нефтепродуктов, "Танеко", Ильским НПЗ, предприятием "Газпром нефтехим Салават", Новокуйбышевским НПЗ, Сызранским НПЗ, Туапсинским НПЗ, Комсомольским НПЗ и Антипинским НПЗ.

Бензин и моторное масло: рейтинги количества и качества

Информационное агентство «Нефть и Капитал» 18 марта 2024 г. опубликовало топ-5 мощнейших НПЗ России. На первом месте – Омский НПЗ, который на сегодняшний день является мощнейшим нефтеперерабатывающем предприятием в Российской Федерации. Его мощность переработки нефти в год составляет около 20,5-22 млн тонн нефти.

На втором – НПЗ «Киришинефтеоргсинтез» («КИНЕФ»), обладающий годовой мощностью по переработке нефти 20-21 млн т.

На третьем месте – «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (РНК), способная перерабатывать 17,1 млн т нефти в год. Предприятие интересно тем, что стало применять катализатор гидроочистки ДТ, что позволило предлагать своим клиентам ДТ с ультранизким содержанием серы. Кроме того, отличительная особенность этого НПЗ – значительная степень цифровизации, когда технологические процессы, которые проистекают в автоматическом режиме, управляются из одного центра, что объективно упрощает функционирование огромного промышленного объекта и снижает издержки.

На четвертом месте – Нижегородский НПЗ, перерабатывающий 17 млн т. нефти в год и способный выпускать 50 наименований товарных нефтепродуктов. В 2021-м на заводе начала работать установка изомеризации ПЕНЕКС, цель которой — производство легкой бензиновой фракции в высокооктановый компонент товарного бензина. Теперь НПЗ может создавать его в объеме 800 000 т в год. Под конец 2022-го Нижегородский НПЗ оснастили комплексом по переработке нефтяных остатков.

На пятом месте – НПЗ в Нижнекамске (республика Татарстан). АО «ТАНЕКО» — это завод по переработке нефти, который по праву считается единственным (по состоянию на 2022-й) НПЗ, который был создан в постсоветской России с нуля. Предприятие принадлежит «Татнефти». Объект способен перерабатывать 16,2 млн т нефтяного сырья. Стоит отметить, что НПЗ в последние годы активно наращивал объемы. Для сравнения: еще в 2021-м завод обрабатывал только 12 млн т. Когда на предприятии заработало сразу 15 новых установок, которые поставили на протяжении последних двух лет, нефтепереработка увеличилась на треть. Что касается глубины нефтепереработки, то светлых нефтепродуктов выходит 82%. Если же говорить о глубине переработки, то показатель равен 99%.

Еще один свежий рейтинг – от car-fact.ru, который в январе 2024 г. опубликовал ТОП-12 лучших АЗС по качеству бензина на 2024 год. По мнению издания, дюжинап лидеров выглядит следующим образом:

Топ №1 Газпромнефть

Топ №2 Роснефть

Топ №3 Shell

Топ №4 Лукойл

Топ №5 Татнефть

Топ №6 Нефтьмагистраль

Топ №7 ТНК

Топ №8 BP (British Petroleum)

Топ №9 СибНефть

Топ №10 Фаэтон Aero

Топ №11 Трасса

Топ №12 Сибнефть

И наконец, российскому рынку моторных масел был посвящен анализ, проведенный в марте 2024 года изданием «За рулём». По мнению эксперта издания, в последнее время самыми востребованными на рынке являются моторные масла с вязкостями 5W-30 (35%) и 5W-40 (32%). При этом самыми популярными марками автомобилей, для которых подбирали масла, стали Toyota и Nissan. Что касается популярной вязкости – тут все зависит от региона. Привычные прежним поколениям масла категории 10W-40 до сих пор уверенно лидируют там, где тепло, – на Северном Кавказе и в Южном федеральном округе. Их доля в розничных продажах составляет более 40%. Более современные 5W-40 пользуются повышенным спросом в Приволжье и на Урале. А 0W-20, в основном, на Дальнем Востоке.

Самый популярный среди брендов – Lukoil. Повышенный интерес у покупателей к продукции марок ZIC, Sintec и Rolf. В «минус» ушли ввозимые по параллельному импорту Mobil и Shell. На долю этих прежних лидеров: Shell, Mobil, Castrol – приходится совокупно порядка 10% продаж.

Лукойл, купивший завод Shell в Торжке, активно возрождает марку Teboil. Эти масла раньше активно не продвигались и в малом количестве импортировалась из Финляндии. Бывший завод Total в Ворсино, который перевели под российское руководство прошлым летом, начал выпуск масел Lemarc. Продукция Lemarc по составу фактически не отличается от европейских брендовых масел. Любопытно, что основным направлением компания выбрала не бюджетный сегмент рынка, а премиальный.

Успешно развивается бренд Rolf. По оценкам аналитиков, линейка Рольф Ультра может занять первую позицию в премиальном сегменте.

Лукойл предлагает масло, разработанное специально для китайских автомобилей и имеющее универсальные характеристики, отвечающие и европейским, и американским, и японским требованиям. В итоге был создан продукт Lukoil Genesis Armortech CN 5W-40, который подходит для двигателей, требующих уровень качества API SP, SN PLUS, SN. На упаковке масла указано: for сhinese cars (для китайских машин).

На конвейере завода Автотор в Калининграде в качества масла первой заливки используют Sintec. Его используют для двигателей легковых моделей BAIC, Kaiyi и SWM. Компания Geely официально рекомендует китайское масло Lopal. Но этот бренд пока не раскручен у нас, поэтому многие дилеры отдают предпочтение отечественным производителям.

Масло Sintec используют дилеры марки Omoda, а также компании Sollers для коммерческих моделей Аtlant и Аrgo. Лидерами по поставкам дилерским центрам являются Лукойл, Sintec и локализованный Rolf. Официальные лицензии Американского института нефти (API) и Европейской ассоциации автомобильных инженеров (ACEA), на основе которых китайцы регламентируют требования к маслам, имеет только последний, сумевший избежать санкционных ограничений.

Безопасность НПЗ: опыт и решения

По сообщению INTERFAX.RU, Минэнерго совместно с Росгвардией разрабатывает меры безопасности для нефтеперерабатывающих заводов, заявил в ходе круглого стола в Совете Федерации директор департамента развития газовой отрасли Минэнерго РФ Артем Верхов. "Вопрос безопасности, конечно, обсуждается, работа ведется. И есть законодательная инициатива наших коллег. Насколько я понимаю, мы можем в случае выхода какого-то оборудования из строя всегда перенаправить потоки топлива, главное, чтобы РЖД не подкачало. Обычно так мы и делаем", – заметил он. "Работа по безопасности ведется, действительно актуальный вопрос. Отрабатываем совместно, в том числе с коллегами из Росгвардии, (меры - ИФ) по прикрытию объектов, установке необходимых систем защиты типа "Панциря", – сказал Верхов.

РИА Новости 19 апреля 2024 г. опубликовало материал о конкретном опыте защиты НПЗ от беспилотников. Как сообщил глава Башкирии Радий Хабиров на встрече с журналистами, компания "Башнефть" защитила нефтеперерабатывающие заводы от атак беспилотных летательных аппаратов механическими сетками. "Компания "Башнефть" проявила инициативу и основные объекты, которые могут стать целью атак, оборудовала определёнными механическими ограждениями. Но мы все понимаем, что это половинчатое решение, Допустим, они выдержат первый удар, но тут же может быть и второй. Поэтому выполнена только часть работы, и она продолжается", – сказал Хабиров. По его словам, компания также организовала систему наблюдения на своих объектах.

"В целом, когда я говорю о "Башнефти", имею в виду, конечно, все нефтеперерабатывающие заводы. Мы также ведём диалог с министерством обороны России для того, чтобы нам помогли. Как именно, пока говорить не буду, мы находимся в стадии диалога. Самое главное из того, что сделано, – мы обезопасили механическими сетками защиты основные колонны, соответственно, работает система наблюдения. Мы на этом не останавливаемся. Есть ряд решений, о которых пока тоже говорить не буду. Но мы очень плотно этим занимаемся", – констатировал глава Республики Башкортостан.

22 апреля 2022 г. РИА Новости продолжило тему, посвятив материал созданию в России системы защиты важных объектов от атак дронов. Как информирует агентство, в стране создана система безопасности "Пятница", которую планируют представить на форуме "Армия-2024". Выставка пройдет с 12 по 18 августа в подмосковной Кубинке.

"Скорее всего, мы представим на "Армии" автоматические пулеметные платформы, а также нашу цифровую систему безопасности "Пятница"... Это программное решение, объединяющее все в единый центр. Мы почерпнули лучшее из промышленности и кибербезопасности, сливая все воедино и получая таким образом возможность управлять разрозненными устройствами на больших площадных объектах", — пояснил эксперт в интервью РИА Новости. Собеседник агентства отметил, что данная система поможет "закрыть" масштабные объекты, в том числе промышленные предприятия, которые подвергаются атакам украинских беспилотников, сделав вывод: «Система "Пятница" помогает выбрать оптимальный тип воздействия, исходя из разных факторов».

Автомобильное топливо: взгляд в будущее

Интернет-портал «Российской газеты» в публикации от 14 ноября 2023 г. затронул актуальную тему альтернативных видов топлива для автомобилей. В 2021 году в нашей стране была принята "Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года". Согласно этому документу, уже к концу 2024 года должны быть запущены в эксплуатацию не менее 9,4 тысячи зарядных станций для электромобилей, из которых не менее 2,9 тысячи - быстрые ЭЗС. В период с 2025 по 2030 год количество зарядных станций должно увеличиться до 72 тысяч единиц, в том числе быстрых - до 28 тысяч. Также в прошлом году в закон об организации дорожного движения внесли поправки, согласно которым местные органы власти обязаны организовать на парковках машино-места с подзарядками для электрокаров и гибридных авто. Создание инфраструктуры должно простимулировать увеличение количества электромобилей в нашей стране. По планам правительства, к концу 2030 года доля электротранспорта должна составлять 15 процентов авторынка.

Согласно исследованию, проведенному "2ГИС" и "Автотека", в России на начало апреля 2023 года функционировало 1664 зарядных станции для электромобилей. Это на 105 процентов больше, чем годом ранее. Больше всего ЭЗC находится в Москве, Южно-Сахалинске, Красноярске, Санкт-Петербурге и Казани. Также активно развивается зарядная инфраструктура на федеральной территории "Сириус". Правительство России с недавних пор активно поддерживает тех, кто строит ЭЗС и компенсирует им до 60 процентов затрат, но не более 1,86 миллиона рублей. Субсидия на технологическое присоединение зарядных станций к электросетям составляет 30 процентов, но не более 900 тысяч рублей.

"Будущее за электротягой, - уверен доцент департамента экономики и управления Института экономики, управления и права ГАОУ ВО МГПУ Борис Могуев. - С развитием технологий электромобили станут доступнее и, как следствие, - популярнее".

На конец прошлого года в нашей стране насчитывалось чуть больше 20 тысяч электромобилей. Это меньше одного процента от всего автопарка. Однако темпы роста - колоссальные. Ежегодно число электрокаров увеличивается в полтора-два раза, и это не предел. Эксперты полагают, что уже в ближайшей перспективе количество электромобилей в нашей стране может резко увеличиться, особенно при условии дальнейшей господдержки этой отрасли.

Российский автопром уже стремится составить конкуренцию на рынке электрокаров. В прошлом году выпускать электромобили начали сразу два завода. По итогам этого года планируется произвести 18 тысяч электрокаров, а в 2024 году - 36 тысяч. Другой вид горючего, альтернативный бензину и дизелю, - природный газ. Его применение в качестве моторного топлива в нашей стране также растет, хотя и не все эксперты находят его самым перспективным. "История газомоторного топлива в нашей стране насчитывает более 50 лет, - напомнил президент Национальной палаты инженеров Игорь Мещерин. - Исходя из этого опыта могу предположить, что переход с нефтяного на газомоторное топливо в России не будет массовым. Одна из причин заключается в том, что автотранспорт, работающий на природном газе, проигрывает электротранспорту по простоте конструкции и безопасности".

В Стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 года прогнозируется, что к этому моменту в структуре отечественного рынка автомобильной отрасли легковые машины на метане будут занимать менее 5 процентов. Зато легкие коммерческие автомобили - 15 процентов, грузовики - 20, автобусы - 35 процентов. В настоящее время в России действует программа развития рынка газомоторного топлива, рассчитанная до конца 2024 года и предусматривающая выделение средств на поддержку отрасли. В частности, речь идет о предоставлении субсидий для возмещения затрат на строительство объектов газозаправочной инфраструктуры, а также о компенсации части затрат на переоборудование автомобилей для использования ГМТ.

На конец 2022 года количество газовых автозаправок (включая КриоАЗС, использующие сжиженный природный газ) составило почти 900 единиц, а потребление газа в качестве моторного топлива - 1,7 миллиарда кубометров. В Минэнерго России рассчитывают, что благодаря реализации госпрограммы рынок сбыта газа для транспорта вырастет в 2024 году до 2,7 миллиарда кубометров. В августе 2022 года правительство увеличило объем субсидирования расходов физических лиц и бизнеса по переводу автотранспорта с бензина на метан с 24 до 48 процентов. Эксперты считают: для того чтобы газомоторное топливо могло составить существенную конкуренцию бензину и дизелю, нужны дополнительные стимулирующие меры.

"Было бы целесообразно освободить транспортные средства, работающие на газу, от транспортного налога. А также сделать для них бесплатный проезд по платным дорогам", - предлагает Борис Могуев. Эксперт также уверен, что необходимо дополнительно просвещать население. "Государство должно вести разъяснительную работу по поводу экономичности и экологичности газомоторного топлива, - отмечает он. - Кроме того, многие автолюбители боятся детонации газового оборудования в случае ДТП. И в этом вопросе тоже необходимо вести просветительскую работу".

По материалам www.government.ru, www.rg.ru, www.dp.ru, www.rst.gov.ru, www.minenergo.gov.ru, www.tass.ru, www .oilcapital.ru, www.car-fact.ru, www.zr.ru, www.interfax.ru, www.ria.ru 





365 ДНЕЙ 464518
399817
31 ДЕНЬ 180520
109855
24 ЧАСА 4330
2734