Приказ Министерства транспорта Российской Федерации о создании ФГУП «Росморпорт» был подписан в ноябре 2002 года, а процесс формирования нового предприятия завершился 15 мая 2003-го, когда оно получило свидетельство о государственной регистрации. Главной целью своей деятельности предприятие провозгласило формирование современной конкурентоспособной инфраструктуры морских портов страны и вот уже два десятилетия успешно двигается к ее достижению.
Сегодня ФГУП «Росморпорт» работает в 59 из 63-х отечественных морских портов, а в его состав, кроме центрального офиса, входят 12 филиалов, расположенных на территории 24-х субъектов Российской Федерации. Предприятие активно участвует в реализации федеральных целевых программ развития морского транспорта и является заказчиком по 12 масштабным проектам строительства и реконструкции объектов портовой инфраструктуры в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры России. Прирост мощности морских портов к 2030 году по итогам реализации этих мероприятий составит более 121 миллиона тонн.
Численность работников ФГУП «Росморпорт» превышает девять тысяч человек, а его генеральным директором с февраля 2022 года является Сергей ПЫЛИН, который до этого 12 лет успешно руководил Северо-Западным бассейновым филиалом предприятия.
За последние годы ФГУП «Росморпорт» реализовало целый ряд крупных проектов.
В Арктическом бассейне были построены новый современный морской порт Сабетта на восточном берегу полуострова Ямал и паромно-пассажирский причал в поселке Угольные Копи в Анадырском лимане, реконструирован порт Певек на побережье Восточно-Сибирского моря. Порт Сабетта проектной мощностью 18 миллионов тонн способен обслуживать суда дедвейтом до 97 тысяч тонн, новый причал в Угольных Копях обеспечивает перевозку в год до 20 тысяч человек и шесть тысяч автомобилей, а проектная мощность порта Певек после реконструкции возросла на 800 тысяч тонн.
За последние годы ФГУП «Росморпорт» реализовало целый ряд крупных проектов.
В Арктическом бассейне были построены новый современный морской порт Сабетта на восточном берегу полуострова Ямал и паромно-пассажирский причал в поселке Угольные Копи в Анадырском лимане, реконструирован порт Певек на побережье Восточно-Сибирского моря. Порт Сабетта проектной мощностью 18 миллионов тонн способен обслуживать суда дедвейтом до 97 тысяч тонн, новый причал в Угольных Копях обеспечивает перевозку в год до 20 тысяч человек и шесть тысяч автомобилей, а проектная мощность порта Певек после реконструкции В Балтийском бассейне построены новые подходные каналы к Пассажирскому порту Санкт-Петербург и к многофункциональному морскому перегрузочному комплексу «Бронка» Большого порта Санкт-Петербург. В порту Усть-Луга обустроены операционные акватории терминала по перевалке контейнерных и наливных грузов и комплекса по хранению и перевалке минеральных удобрений, а в городе Балтийске сооружен комплекс морского порта Калининград для приема и обработки железнодорожных паромов.
В Азово-Черноморском бассейне в морском порту Сочи введены в эксплуатацию новые морские терминалы Адлер, Хоста, Мацеста, Дагомыс, Кургородок, Лоо и Лазаревское для стоянки пассажирских и прогулочных судов, посадки и высадки пассажиров, сформирована операционная акватория «Новая гавань», которая может одновременно принимать два 300-метровых круизных лайнера и один паром длиной до 170 метров.
В Волго-Каспийском бассейне в морском порту Оля построены 10 причалов общей длиной более 1,5 тысячи метров и углублена акватория, благодаря чему его проектная мощность превысила 2 миллиона тонн. Выполняя поручение Президента России, Росморпорт осуществляет дноуглубительные работы на Волго-Каспийском морском судоходном канале. В 2022 году предприятием обеспечен проход судов с осадкой 4,2 метра. До конца 2023 года планируется обеспечить проход на ВКМСК судов с осадкой не менее 4,5 метра.
В Дальневосточном бассейне выполнены дноуглубительные работы в акватории спецморнефтепорта Козьмино, в результате которых он теперь может принимать танкеры дедвейтом 150 тысяч тонн, а его проектная мощность достигла 30 миллионов тонн нефтеналивных грузов. При строительстве специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке Хабаровского края предприятие провело дноуглубительные работы, сформировав операционную акваторию, параметры которой обеспечивают заход судов дедвейтом 163 тысячи тонн. При строительстве нового специализированного порта в бухте Суходол Приморского края выполнены дноуглубительные работы и сформирована операционная акватория, позволяющая обеспечить заход судов дедвейтом 120 тысяч тонн.возросла на 800 тысяч тонн.
Достижению главной цели деятельности ФГУП «Росморпорт» по развитию и повышению конкурентоспособности морских портов России способствует обновление флота предприятия.
В 2022 году в рамках выполнения государственного плана обеспечения транспортной доступности Калининградской области в эксплуатацию на линии морской порт Усть-Луга — морской порта Калининград предприятием введены первые в России двухтопливные автомобильно-железнодорожные паромы «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский». На постоянной основе паромы бункеруются сжиженным природным газом, соглашение о сотрудничестве по обеспечению новейших судов предприятия экологичным топливом заключено с компанией «Газпромнефть Марин Бункер». Также для увеличения грузооборота этой паромной линии ФГУП «Росморпорт» привлечены многофункциональные суда «Спарта» и «Спарта-II».
ФГУП «Росморпорт» работает в 16 замерзающих морских портах, владеет внушительной ледокольной флотилией, которая насчитывает 33 ледокольных судна различного класса и продолжает пополняться.
В 2022 году успешно прошел ледовые испытания построенный по заказу ФГУП «Росморпорт» самый большой и мощный в мире неатомный ледокол «Виктор Черномырдин». Государственный флаг Российской Федерации поднят на ледоколе в 2020 году в присутствии Президента России Владимира ПУТИНА. В ходе ледовых испытаний новый ледокол подтвердил способность продвигаться в сплошном поле льда толщиной до 2 метров, преодолев за месяц около 5,5 тысячи морских миль в Балтийском, Северном, Норвежском, Баренцевом и Карском морях. Ледокол получил характеристику Passenger ship и теперь, помимо обеспечения ледокольных проводок и участия в научно-исследовательских экспедициях, может использоваться для проведения арктических круизов, включая путешествия на Северный полюс.
В 2022 году на Выборгском судостроительном заводе начато строительство дизель-электрического ледокола мощностью 18 МВт для Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта.
Всего в 2023–2025 годах ФГУП «Росморпорт» намерено построить и приобрести 22 судна различного назначения, в том числе шесть ледоколов с высокой степенью автоматизации.
ФГУП «Росморпорт» одним из первых в России включилось в реализацию федерального проекта «Автономное судовождение», в рамках которого на судах предприятия начаты испытания технологий автономной навигации.
Новая система позволяет перевести управление судном в автономный режим через Центр дистанционного управления (ЦДУ), который может с берега отслеживать движение и обеспечивать безопасное расхождение судов, а в перспективе позволит управлять судном в автоматическом режиме без экипажа.
В апреле 2023 года заместитель министра транспорта Российской Федерации Александр ПОШИВАЙ вручил членам экипажей паромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» первые в России сертификаты специалистов в области эксплуатации полуавтономных судов, а заместителю начальника управления обеспечения мореплавания ФГУП «Росморпорт» Александру СОВЕРШАЕВУ — свидетельство капитана Центра дистанционного управления. Все они успешно прошли обучение по соответствующей программе в учебно-тренажерном центре Академии водного транспорта РУТ (МИИТ).
Редакция Федерального делового журнала «ТСР» благодарит ФГУП «Росморпорт» за взаимодействие. Поздравляем с 20-летием! Желаем успешной реализации всех проектов и процветания!
365 ДНЕЙ | 624076 493003 |
---|---|
31 ДЕНЬ | 134536 77839 |
24 ЧАСА | 4474 2482 |