Кронштадтский морской завод (КМЗ) был основан в 1858 году и первоначально назывался Пароходным заводом. В 1922-м его переименовали в Кронштадтский судоремонтный завод, а с 1929-го он носит нынешнее свое название.
Завод сыграл важную роль в создании и развитии парового флота России, обеспечивая изготовление и ремонт судовых паровых котлов и механизмов, стоял у истоков отечественного броненосного кораблестроения, первым в стране начал нарезать гладкоствольные корабельные пушки и орудия береговых батарей, участвовал в разработке отечественных торпед.
Изначально задумывавшийся для «исправления парового флота», за 165 лет своего существования КМЗ «исправил» более 10 тысяч кораблей и судов различного назначения. В ХIХ и в начале ХХ века в его доках достраивались и ремонтировались первые отечественные броненосцы, линкоры «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут», «Полтава», крейсеры «Аврора», «Варяг», «Дмитрий Донской», «Рюрик», эсминцы типа «Новик», подводные лодки типа «Барс» и другие прославленные боевые корабли.
В 1920-е годы завод восстанавливал корабли для молодого красного флота, в 1930-е подготовил ледокол «Красин» к походу для спасения экспедиции с раздавленного льдами парохода «Челюскин», а ледокол «Ермак» — для снятия папанинцев с дрейфующей в Гренландском море льдины.
В годы Великой Отечественной войны на протяжении трех лет завод находился на линии вражеского огня, но ни на день не прекращал работу по ремонту кораблей и судов. А в послевоенные годы каждый корабль и каждое судно, спущенные со стапелей ленинградских судостроительных заводов, проходили доработку в цехах КМЗ.
Впоследствии завод участвовал в строительстве первых в стране батискафов для Академии наук и Министерства обороны СССР, переоборудовал первые суда для работы с космическими аппаратами. В его доках проводились достроечные работы на атомоходах — от ледокола «Ленин» до новейшего тяжелого ракетного крейсера «Петр Великий».
Оказавшийся в связи с реформами 1990-х годов в тяжелейшей экономической ситуации, к середине 2000-х КМЗ пришел к банкротству. Анатолий Владимирович БЕЛОЕВ, возглавивший предприятие в 2010 году, вспоминает: «Когда я пришел на завод, здесь не было ни газа, ни воды, ни электроэнергии — все было отключено. И всего около 30 сотрудников, которые охраняли имущество.
Мы начинали практически с нуля. Полгода занимались тем, что реанимировали инженерные сети после трехлетнего отсутствия воды, тепла и электричества. Оборудование в цехах, крыши, доки, дороги — все требовало срочного ремонта. И только потом завод смог приступить к основной деятельности — судоремонту».
Тогда же предприятие прошло процедуру акционирования, а в 2016 году вошло в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация».
Сегодня в АО «Кронштадтский морской завод» трудятся более 800 человек, ежегодно он проводит ремонт и сервисное обслуживание порядка 170 кораблей и судов, выполняет до 40 доковых ремонтов. Предприятие заслужило репутацию надежного партнера Военно-Морского Флота, ФГУП «Росморпорт», Минкультуры РФ, судостроительных и судоремонтных предприятий СанктПетербурга и северо-запада России.
Значимыми вехами в новейшей истории КМЗ стали проведенные в 2014—2016 годах капитальные ремонты ледокола «Красин» и крейсера «Аврора» с полным восстановлением их технического состояния. В 2017 году завод завершил ремонт плавучего обитаемого маяка «Ирбенский», который совершил затем переход в калининградский Музей Мирового океана. В декабре 2019 года отремонтированное на КМЗ океанографическое исследовательское судно «Адмирал Вла
димирский» отправилось в кругосветное путешествие, посвященное 250-летию выдающегося русского мореплавателя Ивана Крузенштерна и 200-летию открытия Антарктиды, а в 2022-м из заводского дока вышел капитально отремонтированный первый отечественный подводный атомоход К-3 «Ленинский комсомол».
Всего же с 2010 года завод осуществил ремонт, модернизацию и сервисное обслуживание более тысячи кораблей и судов различного назначения.
Судоремонт и сегодня остается основным направлением деятельности КМЗ. Для этого предприятие располагает четырьмя сухими доками, в которых можно проводить доковый ремонт кораблей и судов длиной до 230 метров и водоизмещением до 40 тысяч тонн.
Оборудование и инструментальная база заводских цехов позволяют предоставлять заказчикам широкий спектр услуг не только в сфере судоремонта, но и в других направлениях деятельности. Ремонтные цехи КМЗ оснащены современными приборами диагностики, испытательными стендами, оборудованием техоснастки, разнообразной инструментальной базой, окрасочными и сушильными камерами, моечными установками.
С 1967 года на заводе действует газотурбинное производство (ГТП). За годы работы им отремонтировано более 360 единиц корабельных газотурбинных двигателей (ГТД) для ВМФ и более 200 конвертированных ГТД судового типа и газоперекачивающих агрегатов (ГПА) для нужд предприятий энергетического комплекса и газотранспортной системы.
Специализированный цех № 20 Кронштадтского морского завода производит работы по ремонту судовых дизелей и дизелей специализированной береговой техники. Предприятие осуществляет ремонт дизель-генераторных установок, топливной аппаратуры, навесного оборудования, редукторов, насосов различных типов, компрессорного оборудования, сепараторов практически любых производителей — как российских, так и иностранных.
Малярный цех № 2 Кронштадтского морского завода располагает полным комплектом современного пескоструйного, покрасочного оборудования и такелажного оснащения, необходимого для осуществления малярных работ как для судоремонта, так и для окраски металлоконструкций и металлических изделий самого различного назначения.
С 2019 года на заводе действует сборочно-сварочный участок по производству оборудования для рыбопереработки и аквакультуры, который успешно сотрудничает с такими заказчиками, как Северо-Западный рыбопромышленный консорциум, Русская рыбопромышленная компания, ГК «Антей», «Арлан Фиш», «Магаданрыба», «Остров Аквакультура».
По материалам https://kmolz.ru/
365 ДНЕЙ | 624079 493006 |
---|---|
31 ДЕНЬ | 134536 77839 |
24 ЧАСА | 4477 2485 |