Лидеры промышленности РФ
Качество и конкурентоспособность | Проекты и решения | Кадры и технологии
Центр межотраслевых коммуникаций и технологий
Главное меню
1891

Промышленность, технологии и ОПК

# 165 лет АО «Кронштадтский морской завод» | 65 лет генеральному директору завода А. В. Белоеву

24 октября 2023
Атомный ледокол проекта 22220 «Урал» заведен в док Кронштадтского морского завода
В 2023 году отмечает свое 165-летие Кронштадтский морской завод (входит в ОСК) — крупнейшее судоремонтное предприятие Санкт-Петербурга и всего Северо-Западного региона России. Читать редакционную статью →

Славные страницы истории

Анатолий БЕЛОЕВ, генеральный директор АО «Кронштадтский морской завод», открыл в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого выставку, приуроченную к 165-летию предприятия

Кронштадтский морской завод (КМЗ) был основан в 1858 году и первоначально назывался Пароходным заводом. В 1922-м его переименовали в Кронштадтский судоремонтный завод, а с 1929-го он носит нынешнее свое название.

Завод сыграл важную роль в создании и развитии парового флота России, обеспечивая изготовление и ремонт судовых паровых котлов и механизмов, стоял у истоков отечественного броненосного кораблестроения, первым в стране начал нарезать гладкоствольные корабельные пушки и орудия береговых батарей, участвовал в разработке отечественных торпед.

Изначально задумывавшийся для «исправления парового флота», за 165 лет своего существования КМЗ «исправил» более 10 тысяч кораблей и судов различного назначения. В ХIХ и в начале ХХ века в его доках достраивались и ремонтировались первые отечественные броненосцы, линкоры «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут», «Полтава», крейсеры «Аврора», «Варяг», «Дмитрий Донской», «Рюрик», эсминцы типа «Новик», подводные лодки типа «Барс» и другие прославленные боевые корабли.

В 1920-е годы завод восстанавливал корабли для молодого красного флота, в 1930-е подготовил ледокол «Красин» к походу для спасения экспедиции с раздавленного льдами парохода «Челюскин», а ледокол «Ермак» — для снятия папанинцев с дрейфующей в Гренландском море льдины.

В годы Великой Отечественной войны на протяжении трех лет завод находился на линии вражеского огня, но ни на день не прекращал работу по ремонту кораблей и судов. А в послевоенные годы каждый корабль и каждое судно, спущенные со стапелей ленинградских судостроительных заводов, проходили доработку в цехах КМЗ.

Впоследствии завод участвовал в строительстве первых в стране батискафов для Академии наук и Министерства обороны СССР, переоборудовал первые суда для работы с космическими аппаратами. В его доках проводились достроечные работы на атомоходах — от ледокола «Ленин» до новейшего тяжелого ракетного крейсера «Петр Великий».

На новом этапе развития

Газотурбинное производство

Оказавшийся в связи с реформами 1990-х годов в тяжелейшей экономической ситуации, к середине 2000-х КМЗ пришел к банкротству. Анатолий Владимирович БЕЛОЕВ, возглавивший предприятие в 2010 году, вспоминает: «Когда я пришел на завод, здесь не было ни газа, ни воды, ни электроэнергии — все было отключено. И всего около 30 сотрудников, которые охраняли имущество.

Мы начинали практически с нуля. Полгода занимались тем, что реанимировали инженерные сети после трехлетнего отсутствия воды, тепла и электричества. Оборудование в цехах, крыши, доки, дороги — все требовало срочного ремонта. И только потом завод смог приступить к основной деятельности — судоремонту».

Тогда же предприятие прошло процедуру акционирования, а в 2016 году вошло в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация».

Сегодня в АО «Кронштадтский морской завод» трудятся более 800 человек, ежегодно он проводит ремонт и сервисное обслуживание порядка 170 кораблей и судов, выполняет до 40 доковых ремонтов. Предприятие заслужило репутацию надежного партнера Военно-Морского Флота, ФГУП «Росморпорт», Минкультуры РФ, судостроительных и судоремонтных предприятий СанктПетербурга и северо-запада России.

Значимыми вехами в новейшей истории КМЗ стали проведенные в 2014—2016 годах капитальные ремонты ледокола «Красин» и крейсера «Аврора» с полным восстановлением их технического состояния. В 2017 году завод завершил ремонт плавучего обитаемого маяка «Ирбенский», который совершил затем переход в калининградский Музей Мирового океана. В декабре 2019 года отремонтированное на КМЗ океанографическое исследовательское судно «Адмирал Вла

димирский» отправилось в кругосветное путешествие, посвященное 250-летию выдающегося русского мореплавателя Ивана Крузенштерна и 200-летию открытия Антарктиды, а в 2022-м из заводского дока вышел капитально отремонтированный первый отечественный подводный атомоход К-3 «Ленинский комсомол».

Всего же с 2010 года завод осуществил ремонт, модернизацию и сервисное обслуживание более тысячи кораблей и судов различного назначения.

Впереди — взятие новых рубежей

Судоремонт и сегодня остается основным направлением деятельности КМЗ. Для этого предприятие располагает четырьмя сухими доками, в которых можно проводить доковый ремонт кораблей и судов длиной до 230 метров и водоизмещением до 40 тысяч тонн.

Оборудование и инструментальная база заводских цехов позволяют предоставлять заказчикам широкий спектр услуг не только в сфере судоремонта, но и в других направлениях деятельности. Ремонтные цехи КМЗ оснащены современными приборами диагностики, испытательными стендами, оборудованием техоснастки, разнообразной инструментальной базой, окрасочными и сушильными камерами, моечными установками.

С 1967 года на заводе действует газотурбинное производство (ГТП). За годы работы им отремонтировано более 360 единиц корабельных газотурбинных двигателей (ГТД) для ВМФ и более 200 конвертированных ГТД судового типа и газоперекачивающих агрегатов (ГПА) для нужд предприятий энергетического комплекса и газотранспортной системы.

Специализированный цех № 20 Кронштадтского морского завода производит работы по ремонту судовых дизелей и дизелей специализированной береговой техники. Предприятие осуществляет ремонт дизель-генераторных установок, топливной аппаратуры, навесного оборудования, редукторов, насосов различных типов, компрессорного оборудования, сепараторов практически любых производителей — как российских, так и иностранных.

Малярный цех № 2 Кронштадтского морского завода располагает полным комплектом современного пескоструйного, покрасочного оборудования и такелажного оснащения, необходимого для осуществления малярных работ как для судоремонта, так и для окраски металлоконструкций и металлических изделий самого различного назначения.

С 2019 года на заводе действует сборочно-сварочный участок по производству оборудования для рыбопереработки и аквакультуры, который успешно сотрудничает с такими заказчиками, как Северо-Западный рыбопромышленный консорциум, Русская рыбопромышленная компания, ГК «Антей», «Арлан Фиш», «Магаданрыба», «Остров Аквакультура».

По материалам https://kmolz.ru/


Участники спецпроекта

Петровский колледж. Кадры для судостроения и водного транспорта
Современное многопрофильное образовательное учреждение Петровский колледж — одно из ведущих на сегодняшний день профессиональных учебных заведений Санкт-Петербурга. Колледж обладает ...
Спецпроект: 165 лет АО «Кронштадтский морской завод» | 65 лет генеральному директору завода А. В. Белоеву
НПО «Базовое Машиностроение». Курс на инновации
ООО НПО «Базовое Машиностроение» (ООО НПО «БМ») специализируется на проведении ремонта газотурбинных двигателей (ГТД), их сервисном обслуживании, поставках запасных частей и комплектующих. Сегодня компания сотрудничает с ...
Спецпроект: 165 лет АО «Кронштадтский морской завод» | 65 лет генеральному директору завода А. В. Белоеву
Читать подробнее

С полным содержанием спецпроекта Вы можете ознакомиться обратившись в редакцию.
365 ДНЕЙ 624079
493006
31 ДЕНЬ 134536
77839
24 ЧАСА 4477
2485